Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Нормативные акты международного и федерального значения
Нормативные акты регионального значения

ПАСПОРТ доступности для инвалида объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детском саду № 134

Приказ по МБДОУ детский сад № 134 от 28.08.2017 г № 31 Об открытии логопедического пункта в МБДОУ детский сад № 134

Дополнительная общеобразовательная программа для детей с нарушениями речи

Образец договора с родителями для логопункта

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детском саду № 134

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в МБДОУ детский сад № 134

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Кроме  основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 134 реализует адаптированную образовательную программу работы логопедического пункта (занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности  в развитии речи).

В учреждении имеется специально оборудованное помещение – кабинет учителя-логопеда для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития.

Специально предусмотренные и оборудованные помещения для занятий с детьми-инвалидами отсутствуют. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья может осваивать основную образовательную программу дошкольного образования по индивидуальному образовательному маршруту.  

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья к играм и игрушкам.

 Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность:  учитель-логопед, музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре, медицинский работник.

 При организации  образовательной, игровой деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивном зале и групповых помещениях  имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, диски «Здоровье», детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, релаксационное оборудование и пр.

  В дошкольном учреждении организовано взаимодействие со специалистами  городской службы ПМПК (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).

В детском саду  имеются мультимедийные средства обучения (экран, проектор), аудиотехника (музыкальный центр, магнитофоны), компьютеры, МФУ.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ детский сад № 134 отдельно стоящее трехэтажное здание, функционирует с 1982 года.

Вход на территорию дошкольного учреждения, а также дорожка по периметру здания и входы на участки групп  имеют асфальтовое покрытие. Размеры входных калиток и ворот позволяет проехать на территорию инвалиду-колясочнику.

Центральный вход в здание оборудован звонком. Размеры входных дверей позволяют проехать в здание инвалиду-колясочнику.

Конструктивные особенности  здания дошкольного учреждения не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения и   иных приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  в здание детского сада.

При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении организовано сбалансированное  пятиразовое питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, согласованным с главным государственным санитарным врачом Тверской области, утвержденное начальников управления образования г. Твери и  заведующим МБДОУ детский сад № 134. Меню разработано с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.      

Питание воспитанников детского сада  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными  Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.05.2013г.  

Организация питания по  отдельному меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание дошкольного учреждения оснащено противопожарной сигнализацией, световым табло «Выход», необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой», оснащено комплексом «Стрелец-Мониторинг».  В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения. Разработано Положение о контрольно-пропускном режиме МБДОУ детского сада № 134, которое распространяется на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения осуществляется врачом-педиатром и медицинской сестрой в соответствии с договором сотрудничества с  ГБУЗ ДГКБ № 1 города  Твери.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи воспитанникам, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья  функционирует медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор,  оборудованные  в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока.

 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники дошкольного учреждения, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья   не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета в детском саду  нет.

 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников дошкольного учреждения, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.

Официальный сайт дошкольного учреждения имеет версию для слабовидящих.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

В дошкольном учреждении  имеются следующие специальные  средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речевого развития):

Кабинет учителя-логопеда содержит:

— материалы и игры по темам

— зеркало с лампой дополнительного освещения

— комплект зондов для постановки звуков

— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

— логопедические альбомы для обследования

— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

— настольно-печатные дидактические игры

— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

 — материалы и оборудование для индивидуальной работы с использованием инновационных технологий (балансиры, средства для Су-Джок терапии)

 Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии

 

 

Общежитие, интернат, приспособленные для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.