Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения
- Конституция Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 29.07.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
- Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность
- Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Нормативные акты регионального значения
ПАСПОРТ доступности для инвалида объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Дополнительная общеобразовательная программа для детей с нарушениями речи
Образец договора с родителями для логопункта
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детском саду № 134
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в МБДОУ детский сад № 134 |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Кроме основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 134 реализует адаптированную образовательную программу работы логопедического пункта (занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии речи). В учреждении имеется специально оборудованное помещение – кабинет учителя-логопеда для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития. Специально предусмотренные и оборудованные помещения для занятий с детьми-инвалидами отсутствуют. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья может осваивать основную образовательную программу дошкольного образования по индивидуальному образовательному маршруту. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник. При организации образовательной, игровой деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивном зале и групповых помещениях имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, диски «Здоровье», детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, релаксационное оборудование и пр. В дошкольном учреждении организовано взаимодействие со специалистами городской службы ПМПК (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). В детском саду имеются мультимедийные средства обучения (экран, проектор), аудиотехника (музыкальный центр, магнитофоны), компьютеры, МФУ. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
МБДОУ детский сад № 134 отдельно стоящее трехэтажное здание, функционирует с 1982 года. Вход на территорию дошкольного учреждения, а также дорожка по периметру здания и входы на участки групп имеют асфальтовое покрытие. Размеры входных калиток и ворот позволяет проехать на территорию инвалиду-колясочнику. Центральный вход в здание оборудован звонком. Размеры входных дверей позволяют проехать в здание инвалиду-колясочнику. Конструктивные особенности здания дошкольного учреждения не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения и иных приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание детского сада. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В дошкольном учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, согласованным с главным государственным санитарным врачом Тверской области, утвержденное начальников управления образования г. Твери и заведующим МБДОУ детский сад № 134. Меню разработано с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. Питание воспитанников детского сада осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.05.2013г. Организация питания по отдельному меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В дошкольном учреждении созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание дошкольного учреждения оснащено противопожарной сигнализацией, световым табло «Выход», необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой», оснащено комплексом «Стрелец-Мониторинг». В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения. Разработано Положение о контрольно-пропускном режиме МБДОУ детского сада № 134, которое распространяется на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения осуществляется врачом-педиатром и медицинской сестрой в соответствии с договором сотрудничества с ГБУЗ ДГКБ № 1 города Твери. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи воспитанникам, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья функционирует медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, оборудованные в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Воспитанники дошкольного учреждения, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета в детском саду нет. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников дошкольного учреждения, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены. Официальный сайт дошкольного учреждения имеет версию для слабовидящих. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
В дошкольном учреждении имеются следующие специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речевого развития): Кабинет учителя-логопеда содержит: — материалы и игры по темам — зеркало с лампой дополнительного освещения — комплект зондов для постановки звуков — дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания — картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков — логопедические альбомы для обследования — предметные и сюжетные картинки по лексическим темам — настольно-печатные дидактические игры — алгоритмы, схемы, мнемотаблицы — методическая, дидактическая, справочная и художественная литература. — материалы и оборудование для индивидуальной работы с использованием инновационных технологий (балансиры, средства для Су-Джок терапии) |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии |
Общежитие, интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует. |